1. Отрицание как метод защиты.
Шизофрения, как заболевание, так многолика и непредсказуема, что манифестация заболевания способна ввести в глубокое чувство непонимания всех представителей семьи заболевшего. Манифестация наступает неожиданно всегда, при всех возможных сценариях развития ситуации. Наступление реакции семьи наступает самое скорое через неделю после наступления первого приступа. Заболевший член семьи может скрывать свое состояние довольно продолжительное время, используя внутреннюю, ему (ей) одному понятную мотивацию для сокрытия своего состояния. Можно привести пример. Заболевший член семьи имеет систему бреда о наличии слежения за ним средствами прослушивания и видеокамерами и при этом не может поделиться данной информацией со своими родными, т.к. в системе бреда присутствует убеждение о последующем наказании при разглашении «секретной» информации о слежении, причем «наказание» может настигнуть как его (ее) самого, так и близких. Признаки первого психоза все равно вырвутся наружу. В уже приведенном выше случае заболевший член семьи испытывает постоянное напряжение от того, что с каждым словом близкого окружения раскрываются перед «камерами» все известные в узком семейном кругу «скелеты в шкафу». Заболевший член семьи в данном примере пытается защищать свою семейную территорию и близких, путем их удаления из зоны слежения, удаления себя из зоны слежения, пресечения секретных разговоров и т.д. Напряжение нарастает и он (она) наконец находит способ «предупредить» родственников об опасности. Это всего лишь один пример, вариантов которого может быть множество. Итак, семейное окружение видит, что заболевший в первый раз родственник совершает странные поступки и возможно сообщает странную информацию. Заметим, что от начала манифестации уже прошло некоторое время, во время которого течение психоза непрерывно развивалось. Итак, первый звоночек прозвенел. Но очень мало людей видят за этими очевидными признаками психическое заболевание. Наступает самая первая реакция отрицания, в зависимости от поведения заболевшего члена семьи и отношений в семье возможны такие реакции:
1. Он (она) шутит, давайте посмеемся.
2. Он (она) просто над нами издевается.
Есть еще и третий тип реакций:
3. Это алкоголь (наркотики).
Такие заблуждения в первом и втором случаях отнимают еще несколько дней, в течение которых заболевший член семьи чувствует себя все более и более мучительно. При третьем типе реакций заболевшего члена семьи могут отправить к наркологу.
Ситуация тем временем прогрессирует и заболевший член семьи ведет себя все более неадекватно и многие близкие люди сталкиваются с невозможностью принятия решения о начале лечения. Мотивация для невозможности принятия решения следующая:
1. Мы живем в маленьком городке. Что скажут люди, если мой родственник попадет в психиатрическую больницу?
2. Он всегда был чудной. Вдруг само пройдет?
3. Надо обратиться к неврологу (психологу, наркологу, бабке, экстрасенсу, знахарю, к кому угодно, кроме психиатра).
Это все этап ОТРИЦАНИЯ наличия у близкого человека психического заболевания, потому что с давних времен подсознательно служит сигналом бедствия в семье равнозначному потопу.