"С места в карьер – похоже, что психотерапия делится на две огромные категории: функциональную психотерапию и, соответственно, дисфункциональную.
Функциональная терапия опирается на сильные стороны человека. Тут, конечно, большой вопрос – что считать сильной стороной, но я предлагаю обойти его хитрым способом. А именно: сильной стороной считается то, в чём человек компетентен (то есть умеет делать что-либо хорошо).
Например, человек может быть крайне слабым на стресс, теряться в критичных ситуациях, не доверять людям и отказываться от помощи. Но при этом человек отлично прорабатывает детали и, допустим, прекрасно видит настроения людей (собственно, он поэтому и не доверяет – слишком хорошо видит их настроения).
Функциональная терапия будет уделять внимание всем запросам этого человека, но опираться будет на умение прорабатывать детали и умение видеть настроение людей (хотя бы в формулировке «как ты это можешь использовать?»).
Ещё одной характеристикой функциональной терапии будет работа на повышение – повышение осознанности, автономности и гибкости человека. Осознанность – это различение своих чувств, мыслей, причинно-следственных связей. Автономность – показатель самостоятельности человека. А гибкость – это вариативность в реакциях. Где-то человек злится, а где-то не злится, хотя ситуация аналогичная. Причём выбирает сам.
Пожалуй, как-нибудь потом расшифрую эти понятия отдельно, а пока – вот так, коротко.
Результат функциональной терапии, думаю, очевиден – человек становится более компетентным в собственной жизни.
Дисфункциональная терапия работает на другое.
Во-первых, на снижение автономности клиента – чем ниже его самостоятельность, тем дольше он остаётся с терапевтом и тем стабильнее доход такого терапевта.
Во-вторых, дисфункциональная терапия лишает человека гибкости, усиливает его ригидность. Это тоже не зря – такой клиент не меняется, остаётся в тех же неудачных стратегиях, в каких пришёл. Опять же – ходит дольше, платит больше.
В-третьих, дисфункциональная психотерапия уделяет внимание слабостям клиента, тому, что у него не получается. Разумеется, с теми же целями, озвученными в двух предыдущих абзацах.
Теперь встаёт вопрос – как с этим быть со всем? Полагаю так – психотерапевту, если он видит в своей работе признаки дисфункциональной терапии, срочно бежать на личную терапию и супервизию.
Клиенту, если он подозревает терапевта в дисфункциональной работе, разумно будет а) обсудить с ним эти подозрения; б) оценить, какие изменения произошли в нём (клиенте) и его жизни. По результатам – сделать выводы."
Павел Зыгмантович сегодня хороший))